Классический стиль в архитектуре был сформулирован еще в конце XVI века зодчим периода Возрождения Андреа Палладио. Многие мастера классического стиля в своем творчестве опирались именно на его трактаты и произведения, поэтому в некоторых странах классический стиль в архитектуре называли палладианизмом. Палладио в своих «Четырех книгах об архитектуре» и «Римских древностях» дает высокую оценку греческому и римскому архитектурному наследию, подробно описывая систему ордеров в архитектуре античных зданий. Основываясь на труде римского архитектора Витрувия, жившего в I в. до н.э., Палладио разрабатывает ряд основных принципов, присущих античной архитектуре. Палладио прежде всего смог досконально изучить принципы «аналогии, то есть повторения в различных элементах здания одной и той же геометрической фигуры, но в различном масштабе», модульного построения и геометрических пропорций, которыми в первую очередь руководствовались античные зодчие. Первые попытки использования греческого ордера в качестве основного элемента общей композиции здания относятся к творчеству английского архитектора Иниго Джонса. Монументальная строгость и логическая ясность композиции являлись основными критериями творческих исканий архитекторов того времени. Строгое подчинение канонам исключало наличие декоративной перенасыщенности, манерности и напыщенности. В архитектуре классического стиля зодчие придерживались продуманной симметрии форм, используя в конструкции фасада неизменный греческий портик с ордерной колоннадой и фронтоном, украшенным барельефом. Также классический стиль предполагал использование статуй, медальонов, орнаментальных композиций, лепнины, мраморных лестниц и других атрибутов античности. В итоге, классический стиль в архитектуре стал олицетворением высшей степени красоты и величия сильного государства, а потому его эстетика широко использовалась в масштабных градостроительных проектах. Таким образом, в классическом стиле стали возводить не только дворцовые и храмовые комплексы, но и городские площади, крупные архитектурные ансамбли и даже целые города.
Стиль модерн в архитектуре характеризуется отказом от простых линий и углов. Зодчие, вдохновленные красотой природы и невероятными изгибами растений, стали создавать свои проекты, ориентируясь на естественность и эстетику флоры. Они начали использовать новые материалы в строительстве - металл и стекло. Архитектуру домов в стиле Модерн (известен в разных странах и как Арт-Нуво, Югендстиль или Сецессия) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл, стекло) и расцвет прикладного искусства – фасады щедро украшались стилизованными растительными узорами, гибкими текучими формами. На рубеже XIX и XX веков появилось стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Крыши приобретают сложные формы с декоративным фахверком. На фасадах применяются: камень, штукатурка, дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, витражи.
Райтовским стилем часто называют все дома с выступающими четырехскатными крышами, но архитектуру известного американского архитектора Фрэнк Ллойд Райта с начала XX века характеризует «органичная» форма домов, с уменьшением объема на верхних этажах, чтобы дом с террасированной крышей органично вписывался в рельеф. Несмотря на то, что Ф.Л. Райт создавал дома в эпоху Арт-деко, «последнего великого стиля XX века», его архитектура заслуживает отдельную полку - как первые дома современного стиля, где функционализм начал доминировать над эстетикой симметрии фасадов. Для отделки фасадов используются качественный кирпич, камень, дерево, много остекления и элементы прикладного искусства. Пологие кровли, как правило, покрываются фальцованным медным листом.
Современным стилем называется вся архитектура после эпохи Арт-деко. Современная архитектура подразумевает полное отсутствие стилевых канонов и эксперимент в использовании возможности новых строительных материалов. Основные современные стили: Функционализм; Конструктивизм; Минимализм; Деконструктивизм; Хай-тек; Эко-тек (Био-тек); Авангард
В конце 1970-х годов пришел стиль хай-тек со своей эстетикой металла, машин и промышленной архитектурой. Хай-тек (от — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Отличительными чертами стиля хай-тек являются абсолютная функциональность и отсутствие каких-либо элементов декора, которые с лихвой компенсируются хромированными поверхностями и игрой света. Самые значимые признаки: простая и максимально четкая геометрия; использование промышленных строительных материалов (бетон, пластик, стекло); наличие металлических конструкций, иногда голых бетонных или кирпичных стен; встроенная мебель, раздвижные двери и перегородки; обилие осветительных приборов, которые могут быть установлены как на потолке, так и на стенах, и даже в полу.